среда, 5 марта 2014 г.

Основные понятия

Дистанционное обучение
Основные понятия дистанционного образования
Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность:
  •  средств передачи данных,
  •  информационных ресурсов,
  •  протоколов взаимодействия,
  •  аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения,
 ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Итак, дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

 Реализация дистанционного обучения базируется на информационных технологиях, обеспечивающих:
  •  доставку обучаемым основного объема изучаемого материала,
  •  интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения,
  •  предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала,
  •  оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

 Термин дистанционное обучение, как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой (студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети, методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы) и относится к учебному заведению, предоставляющему соответствующие услуги, а не к самим учащимся.
 Дистанционное образование с точки зрения обучения относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения.
 Дистанционное образование с точки зрения учения относится к самостоятельной работе учащегося при любой форме обучения (в том числе и различных системах самообучения).
 Дистанционное обучение - это приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии. [1]
Электронное обучение

В последние годы на Западе получил широкое распространение термин E-learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет с использованием систем управления обучением.
 Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня является расширением термина «дистанционное обучение». ЭО - более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
 В настоящее время интерес к электронному обучению неуклонно возрастает. В отечественных вузах разработано большое количество курсов, ориентированных на использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. [3]
Особенности дистанционного обучения
Как и всякая специальная форма организации учебно-воспитательного процесса ДО имеет целый ряд специфических особенностей. К их числу обычно относят следующие:
  •  Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может уделять учебе столько своих ресурсов (временных, финансовых и пр.), сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
  •  Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  •  Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
  •  Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
  •  Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения преподаватель и обучающийся могут реализовывать технологию обучения независимо друг от друга во времени т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе, однако в пределах некоторых ограничений.
  •  Охват. Эту особенность иногда называют также “ массовостью”. Количество обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
  •  Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.
  •  Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя, когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью электронной почты или других систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.
  •  Обучающийся. Новый смысл подчеркивается самим термином – не обучаемый, а уже обучающийся. Для того чтобы пройти ДО, ему требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования. [2]

 Технологии дистанционного обучения

Динамика современной жизни вызывает потребность в эффективных системах дистанционного обучения, отвечающих следующим потребностям: учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени; получать обучение непрерывно и по индивидуальной траектории, в соответствии с высокими принципами открытого образования; возможность реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Система дистанционного обучения отвечает всем вышеперечисленным требованиям.

 Основными подсистемами системы дистанционного обучения являются:
  •  подсистема учебно-методического обеспечения;
  •  подсистема технического обеспечения и поддержки;
  •  организационная подсистема.

 Основная цель применения системы дистанционного обучения (СДО) - это повышение квалификации и профессионального роста персонала компании на основе повышения качества обучения, унификации знаний и подведения к единым корпоративным стандартам, использования современных информационных технологий.
 Радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить:
  •  Четкая структуризация информации
  •  Регламентируемый объем избыточной информации
  •  Эмоциональная загруженность, которая достигается введением иконографического материала, видео и анимационных фрагментов
  •  Использование рейтинговой технологии общения, позволяющей обеспечить оперативный контроль знаний
  •  Учет психологических особенностей организации зрительного восприятия
  •  Достоверность сертификации знаний.
  •  Обучение взрослых людей имеет ряд принципиальных особенностей:
  •  Немедленное применение полученных знаний на практике;
  •  Ориентация в обучении на решение проблемы;
  •  Планирование учебного процесса осуществляется совместно с обучающимся;
  •  Определение потребностей обучения совместно с обучающимся;
  •  Формулирование целей обучения совместно с обучающимся;
  •  Учебная деятельность взрослого человека представляет собой технологию поиска новых знаний на основе опыта;
  •  Совместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения.
 Методическое обеспечение учебного процесса, независимо от формы обучения, является ключевым инструментом, определяющим качество предоставляемых образовательных услуг.
 Основные моменты процесса обучения, требующие специального методического обеспечения:
  •  Методическое обеспечение дистанционного обучения:
  •  Учебно-практические пособия (УПП) в бумажном варианте. Методические разработки для авторов
  •  Методичка тренировочного, промежуточного и итогового тестирования
  •  Методическое обеспечение сетевого тестирования
  •  Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
  •  Методическое обеспечение профессионального тренинга на учебных фильмах
  •  Методические рекомендации по проведению государственных аттестационных мероприятий
  •  Методическое обеспечение разработки УПП в электронном виде
  •  Разработка каталогов существующих курсов. Регулярное обновление
  •  Методическое обеспечение использования информационных технологий в процессе обучения
  •  Методическое обеспечение подготовки и сертификации тьюторов.

 Важно, конечно, обеспечить и подходящую LMS, но это - только платформа. Многие компании тратят сотни тысяч долларов на платформу, на LMS, забывая, что разработка контента дистанционных курсов также является одной из главных составляющих в системе дистанционного обучения. LMS не работает без контента!

 Контент представляет собой систему из следующих взаимосвязанных элементов:
  •  Теоретическая часть
  •  Практическая часть
  •  Контрольная часть
  •  Аудит (схема)
 Требования, предъявляемые к разработке контента дистанционных курсов:
  •  Соответствие целям обучения
  •  Практическая направленность
  •  Интерактивность
  •  Наличие Практикума
  •  Способность вызвать заинтересованность обучающегося
  •  Способность активизировать самостоятельную работу и творческую активность обучающегося
  •  Технологии разработки учебных курсов.
 Наполнение учебным материалом в системе дистанционного обучения происходит следующим образом. Носителями знаний выступают предметники - эксперты в разных областях. Причем в качестве экспертов привлекаются авторы известных учебных пособий, монографий, новых образовательных программ, ведущие специалисты-практики.
 Специалисты системы дистанционного обучения получают накопленные знания от экспертов в различном виде, порой необработанном и неструктурированном. Задача методистов - обработать и представить полученные знания в электронном виде, удобном для восприятия. По сути, методисты являются специалистами по приведению знаний экспертов в надлежащую форму. Далее представленные учебные материалы проходят экспертизу у предметников, на основании их замечаний и предложений вносятся необходимые коррективы. И только после этого дистанционные курсы становятся доступными для обучения.
 Основные методические подходы, используемые при создании и разработке курсов:
  •  Учебный материал подается сжато и структурировано, что экономит время при изучении теоретических блоков.
  •  Применяется принцип активизации имеющихся знаний и личного опыта изучающего.
  •  Видео как сюжетная основа, позволяют широко использовать проблемный подход в обучении.
  •  Совмещение популярно изложенной теории, наглядности поведенческих моделей видеофильма и практической направленности разнообразных упражнений позволяет усилить обучающий эффект (добиться синергии).
  •  Использование наглядных схем, рисунков облегчает восприятие и запоминание.
  •  Каждая Практическая часть содержит разнообразные по форме упражнения.

 Практическая направленность:
  •  задания и упражнения;
  •  тренинги;
  •  примеры реальных ситуаций;

 Система контроля может состоять из:
  •  тестов;
  •  тематических контрольных заданий;
  •  итогового контрольного задания.

 Интерактивные формы обучения:
  •  индивидуальные консультации;
  •  форум;
  •  семинары on-line;
  •  аудио-видео конференции.

 В процесс прохождения курсов может быть встроена система тестов, которая действительно является инструментом самопроверки, позволяющим сотруднику выявить свои слабые места. Существует 5 видов различных тестов:
  •  Выбор из альтернатив
  •  Множественный выбор
  •  Сопоставление
  •  Заполнение пробела
  •  Упорядочение значений

 Затем он может повторно пройти материал и снова сдать проверочный тест. Существует и итоговый тест, который сдается по окончании каждого курса и оценивается, причем оценку видит и сам обучаемый. Таким образом, для каждого сотрудника из каждого подразделения создается база статистических данных, отражающая весь процесс обучения.

 Встроенная система тестов позволяет отслеживать не только результаты учебы, но и время, которое человек реально затратил на учебный процесс.

 Таким образом, сертификация знаний реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом – интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически.

 Существуют и другие формы контроля и сертификации знаний: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. Для этого организуется обратная связь от Слушателя к Преподавателю. В данном случае основной критической точкой является не столько организация самой доставки, сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого.

 Решение данной проблемы возможно двумя путями:

 Выделение специального помещения и обслуживающего персонала, который гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы в момент сертификации и проверки знаний.

 Личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.

 Построить учебный процесс эффективно и надежно можно, правильно перераспределяя сертификационную нагрузку между системой самооценки знаний, заочной оценки и очной сертификации.
Организация и управление учебным процессом
В данном случае речь идет о системе педагогической и организационной поддержки учебного процесса. На протяжении всего дистанционного обучения, работу Слушателя регламентирует специалист системы дистанционного обучения. Это может быть: тьютор; преподаватель + куратор, который помогает Слушателю решить все насущные проблемы, консультирует по вопросам работы в учебной среде, делает процесс дистанционного обучения легким и удобным. Необходимо постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе дистанционного обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для этого могут использоваться очные встречи, традиционная телефонная связь, IP-телефония, электронная почта, доска объявлений, чаты, конференции. Кроме этого, у слушателя есть возможность консультации с преподавателем по вопросам курса в любое необходимое ему время. Общение с преподавателем не ограничивается индивидуальными консультациями, слушатели могут задавать вопросы преподавателю во время проведения on-line семинаров и форумов.
 При дистанционной форме обучения обучающемуся помогает тьютор. Это представитель учебно-вспомогательного персонала, ведущего всю переписку с обучающимися, отслеживающего выполнения им учебного графика, организующего консультации студента по его просьбе. Тьютор проводит социологическое анкетирование среди слушателей, выясняет их мнение о форме и содержании различных курсов и передает разработчикам, помогает обучающемуся в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору. Практика показывает, что эффективное тьюторство может осуществляться при количестве 50 обучающихся на одного тьютора. При этом никакими другими обязанностями, кроме курирования своих слушателей, тьютор не обременяется, но спрос с него идет постоянно за каждого обучающегося.

 Деятельность слушателя оценивается преподавателем с помощью контрольных работ к каждому из разделов дистанционного курса, в основе которых лежат задания, требующие разбора и анализа конкретной ситуации, подготовки развернутого ответа на поставленные вопросы.

 Таким образом, в данном случае решаются:
  •  задачи обеспечения гибкости системы дистанционного обучения, как в целом, так и отдельных его компонентов по отношению к участникам учебного процесса, каждый из которых предъявляет к системе дистанционного обучения свои собственные требования.
  •  задачи набора учебных групп, организацию отдельных учебных курсов, учет успеваемости, синхронизацию учебного процесса, распределение нагрузки преподавателей, составление финальной отчетности, выдачу сертификатов, дипломов и др.

 Любая система дистанционного обучения предполагает возможность решения вышеперечисленных задач.
Контроль над учебным процессом.
Дистанционное обучение является независимым и требует высокой степени приверженности и участия для достижения успеха. Чтобы такое обучение действительно влияло на результаты работы, требуется больше чем просто пройти обучающий курс. Любая организация прежде всего должна определить, почему они применяют такое обучение. Все вовлеченные в обучение работники должны знать, на решение каких деловых задач нацелен курс, необходимо доносить это понимание с помощью значимых для каждого обучающегося событий. Когда предполагаемый результат тесно связан с выполнением работы, обязательность обучения легче принимается, и повышается вероятность достижения целей обучения. Эта взаимозависимость является аспектом, который наиболее часто упускается в процессе дистанционного обучения. Обучение без постановки четких задач неэффективно и является нерациональным использованием времени, а также существует высокая вероятность того, что немногие из начавших обучение дойдут до конца. Таким образом, возникает необходимость контроля, как за ходом учебного процесса, так и за его результатами. Для этого в системе дистанционного обучения существует система взаимодействия и контроля, предписывающая распределение функциональных обязанностей субъектов системы дистанционного обучения, исходя из потребностей организации, предоставление отчетности по учебной деятельности сотрудников, обучение субъектов системы дистанционного обучения работе в системе.

 Системы LMS, позволяют получать весьма детальные сведения о проводимом дистанционном обучении: о количестве обучаемых, о назначении им конкретных курсов, о набранных ими баллах, сроках завершения курсов, количестве учебных часов, оплате и пр. С их помощью можно формировать разнообразные отчеты, анализировать участие сотрудников различных отделов в процессе обучения, активность использования отдельных курсов и многое другое.

 По запросу линейного руководителя может быть предоставлена информация о любом из сотрудников, обучающемся в системе:
  •  Этап обучения на дату запроса;
  •  Сведения об академической успеваемости;
  •  Средний показатель по группе обучающихся;
  •  Рейтинговая оценка по группе;
  •  Оценка активности обучающегося и др.

 Каждый, принимающий участие в системе дистанционного обучения, ответственен за результат. Менеджеры планируют обучение с точки зрения результатов. Служащие привлекаются и поощряются за участие в обучении и успешное достижение этих результатов. По причине очевидного потенциала и выгод от дистанционного обучения, многие организации забывают фундаментальные принципы, которые делают обучение эффективным – независимо от направления обучения. Для успеха всего мероприятия участие в обучении должно быть обязательным в начале и поощряться по завершении.

 Таким образом, можно выделить следующие основные факторы, определяющие успех системы дистанционного обучения с точки зрения методики:

 Методические задачи e-Learning проекта должны быть четко определены и ориентироваться на цель всего проекта.

 Необходима постоянная оценка полученных обучающимися знаний. Нужно отследить разницу результатов «до обучения» и «после обучения». Оцениваться должны результаты, непосредственно связанные с поставленными целями. Так и будет получен ответ на вопрос, что мы получили от e-Learning проекта.

 Несмотря на технологическую возможность самостоятельного обучения в e-Learning системе, необходимо широкое вовлечение людей, осуществляющих помощь в обучении механизмами интерактивного взаимодействия и мониторинг самого процесса обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий